Самарским пенсионерам разрешили безлимитный проезд. Де-факто

В регионе для льготных категорий граждан введен безлимитный проезд, но он не установлен официально

В Самарской области врио губернатора Дмитрий Азаров распорядился не высаживать пенсионеров и других льготников из муниципального транспорта, если у них исчерпан лимит на 90 поездок, и не требовать с них оплаты. Региональная власть вынуждена прислушаться к роптанию пожилых людей, которые, считая каждый рубль, в штыки воспринимают ограничение их прав на возможность ездить к родным, знакомым, в лечебные учреждения и вести активный образ жизни. Депутат Самарской губернской думы Михаил Матвеев полагает, что власть осознает, что нерешение вопроса с введением безлимитного проезда по социальным картам в ходе выборного 2018 года чревато для нее определенными электоральными рисками. Потому, не соглашаясь официально вернуть безлимитный проезд, она ввела его де-факто.

Пенсии

Для пенсионеров и льготников «покушение» на свободу их передвижения является в психологическом плане даже более болезненным, чем ущемление в денежном выражении. Об этом они говорят на встречах с депутатами и чиновниками, в очередях в поликлиниках, в общественном транспорте. Они жалуются на то, что им горько от того, как их загоняют в такие условия, что они вынуждены экономить на семейных и дружественных встречах, что их заставляют ходить пешком, потому что логистика муниципальных маршрутов предполагает несколько пересадок, прежде чем доберешься до цели.

По данным Самарастата по состоянию на 1 октября, численность пенсионеров, состоящих на учете в Отделении Пенсионного фонда РФ по Самарской области, составила 983,2 тыс. человек, из них 208,7 тыс. — работающие пенсионеры. Реальный размер назначенных месячных пенсий по состоянию на 1 октября по сравнению с октябрем 2016 года вырос на 2,9%. Средняя пенсия в регионе на сегодняшний день составляет 12 тыс. 715,2 рубля.

Поручение Азарова

По поручению главы региона 2 декабря врио главы Самары Владимир Василенко и мэр Тольятти Сергей Анташев провели личный прием граждан по поводу перевозки пассажиров по социальным картам. По информации администрации Самары, пришедшие представители общественных организаций заверили, что даже с их активным образом жизни они укладываются в лимит — 90 поездок в месяц, а, если и не хватает, то не больше 10−15 поездок. Власти Самары в свою очередь заявили, что в проведенный в ноябре мониторинг показал: в областной столице в установленный лимит не уложились около 1300 граждан.

Василенко поручил руководителям транспортных предприятий, которые также присутствовали на встрече, провести беседу с кондукторами и сообщить им, как следует себя вести с пассажирами, превышающими лимит поездок. Кроме того, было принято решение разработать единое объявление, разъясняющее горожанам, что они имеют право пользоваться социальными картами без дополнительной оплаты. Также на объявлениях будут указаны контактные данные руководителя конкретного транспортного предприятия. Это даст горожанам возможность напрямую обратиться в случае, если им отказывают в праве бесплатной поездки по социальной карте с превышенным лимитом. Такие объявления появятся в общественном транспорте уже в начале следующей недели, пояснили в мэрии.

Два варианта

По словам Василенко, озвучено два варианта решения вопроса. Первый — предоставить превышающим лимит льготникам денежные компенсации. Второй вариант, за который высказалось большинство, — увеличить лимит поездок за счет финансирования не из областного, а из городского бюджета.

«Это должно быть не решение одного чиновника, а решение общественности. Глава региона поставил перед нами четкую задачу учитывать мнение той группы населения, которой и предоставляются льготы», — сказал Василенко.

По данным властей, детальная проработка предложений по решению ситуации с учетом экономических расчетов займет две недели, после чего состоится новая встреча с общественниками, где примут окончательное решение.

Депутат губернской думы Михаил Матвеев, который был организатором в регионе серии протестных акций пенсионеров и других льготных категорий граждан против отмены льгот, обратил внимание на то, что решение по увеличению лимита поездок до 90 не может считаться окончательным, устраивающим всех. Он настаивает на том, что любые ограничения социальной поддержки не соответствуют Конституции РФ и закону о монетизации, где прописано, что при замене натуральных льгот на денежные выплаты положение льготников не должно ухудшаться, а органы власти на местах должны принимать меры, что оно улучшалось.

«В Самарской области концепцией измерения форм социальной поддержки, реализованной с начала 2017 года при губернаторе Николае Меркушкине, откровенно заключается в уменьшении размеров бюджетных расходов на соцвыплыты, — высказал он свое мнение ИА REGNUM. — Если говорить о проезде, то отмена безлимитного проезда, замена его на 50 поездок в январе этого года позволило вынуть из карманов пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан почти 1 млрд рублей. По данным областного минтранса за 2016 год количество пользователей транспортной соцкартой, превышающих 90 поездок в месяц, в среднем по Самаре составило коло 4500 человек, а количество граждан превысивших 100 поездок — около 8500 человек. Следовательно, нельзя не понимать, что введение лимита на 90 поездок вызывает недовольство около 13 тыс. жителей Самары в месяц».

«Стравливание пара»

По мнению Матвеева, решение об увеличении лимита поездок с 60 до 90, которое было достигнуто с Азаровым в переговорах с депутатами губернской думы от фракции КПРФ — это, безусловно, большой шаг вперед. Тем самым удалось вернуть в карман пенсионеров около 700 млн рублей.

«Мои поправки в бюджет области на 2018 год по поводу введения безлимитного проезда были отклонены на пленарном заседании. Глава регионального минтранса Иван Пивкин заявил, что на это потребуется 240 млн рублей, но так и не смог объяснить, из чего сложилась такая большая сумма. При этом, якобы, в ноябре превысили лимит в 90 поездок от 800 до 1000 человек. То есть, что-то не то с озвученными цифрами. Либо чиновники искусственно занижают количество граждан, либо мы наблюдаем тактику постепенного «стравливания пара» за счет принятия серии мелких шагов вместо одного принципиального решения — вернуть хотя бы одну из льгот, отнятых при бывшем губернаторе Меркушкине. Думаю, при определении количества людей, которым нужно больше, чем 90 поездок, нужно опираться на данные 2016 года, а не на нынешнюю статистику. Объясню почему. Пенсионеры очень дотошно относятся к подсчету совершенных ими поездок и просто не позволяют себе превысить лимит, чтобы не быть выгнанными из транспорта. В то же время, чтобы терминалы зафиксировали превышение лимита, необходимо, чтобы пенсионер предпринял попытку активации 91 поездки. Льготники, пожилые люди все время находятся в состоянии стресса, это порождает основной негатив по отношению к власти», — отметил депутат.

Читайте также: В Самаре пенсионеров бьют из-за соцкарты: власть молчит

Читайте также: В Самарской области размер назначенных пенсий упал на 1,8%

Чиновничье великодушие

Что касается личного приема людей главами Самары и Тольятти, Матвеев заявил, что на таких встречах пожилые люди вынужденно оправдываются перед чиновниками за то, что у них есть внуки, к которым нужно ездить, что они ухаживают за больными родственниками, живущими на другом конце города, что нуждаются в поездках на медицинские процедуры. А чиновники на эти мольбы пенсионеров великодушно отвечают, что они в индивидуально порядке будут рассматривать эти обращения и прибавлять конкретному гражданину недостающие часы поездок.

На мой взгляд, такая позиция абсолютно бессовестная, необходимо прекратить издеваться над пожилыми людьми и вернуть им то, что у них отняли, — говорит политик. — Важный момент в том, что власть осознает, что не решение льготных вопросов в ходе выборного 2018 года чревато для нее определенными электоральными рисками. Поэтому, не соглашаясь официально вернуть безлимитный проезд, она вводит его де — факто путем заявлений о том, что транспортным предприятиям будет запрещено высаживать граждан, у которых закончился лимит и требовать с них оплаты проезда».

Городской бюджет

Депутат подчеркивает, что попытки переложить финансирование проезда льготников на скудные городские бюджеты, вариант которого озвучил врио главы Самары Василенко, это не правильно, так как открывает ящик Пандоры.

«На примере Тольятти мы видим, что уже не решение проблемы нехватки денежных средств для приобретения жилья для детей-сирот, решается путем того, что гордума принимает постановление, разрешающее софинансировать данные расходные обязательства субъекта в размере 11% от выделяемой областью суммы. Это преподносится мэрией как проявление собственной эффективности, хотя в действительности свидетельствует о неспособности осваивать областные деньги и страхе ставить перед правительством области вопросы об исполнении ими прямых обязанностей и расходных обязательств. То же самое может произойти и с проездом, когда вместо решения вопроса на областном уровне, муниципалитетам предложат самим выкручиваться из ситуации», — резюмировал политик.

Как сообщало ИА REGNUM, по данным депутата Михаила Матвеева, в регионе сокращение льгот пенсионерам и отдельным категориям граждан, так называемый антисоциальный пакет бывшего губернатора Николая Меркушкина, сэкономило в общей сложности региональной казне около 4,5 млрд рублей, из них 900 млн рублей — на ограничениях поездок в транспорте.

Напомним, после назначения врио губернатора Дмитрия Азарова постановлением правительства Самарской области с ноября 2017 года установленный лимит поездок по социальным картам был увеличен с 60 до 90.